Губа Андреева: лед тронулся

Губа Андреева: лед тронулся

В проекте реабилитации территории бывшей техбазы Северного морского флота наступил перелом. После почти 15 лет подготовки инфраструктуры по обращению с ОЯТ специалисты «Росатома» перешли к активным действиям — вывозу топлива. Что уже сделано, а что еще предстоит, разбиралась «СР».

27 июня состоится торжественное событие — из губы Андреева на переработку отправят первую масштабную партию облученного топлива советских атомных подводных лодок. Это начало отсчета нового периода реализации многолетнего проекта. Работы еще лет на десять — 22 тыс. сборок в одночасье не вывезти. Но львиная доля запланированного уже сделана: основная инфраструктура готова, обкатаны технические решения для выгрузки большинства ОТВС.

Как перестроить всю инфраструктуру.

Прежде чем приступить к вывозу, необходимо было создать инфраструктуру для обращения с ОЯТ, рассказывает гендиректор ФЦЯРБ, управляющей компании дивизиона ЗСЖЦ «Росатома», Андрей Голиней. Была построена накопительная площадка ТУКов. Это специальные, для лодочного топлива, транспортно-упаковочные контейнеры: таких в отрасли всего чуть более 100 штук. Сконструировали оборудование для извлечения и перечехловки ОЯТ, построили здание-укрытие для блоков сухого хранения. «Здание-укрытие — самый крупный объект. Там расположено технологическое оборудование для операций по выгрузке ОТВС из блоков, именно там сейчас проводятся и будут проводиться в ближайшие годы основные работы», — уточняет Андрей Голиней.

Для перемещения ТУКов между площадками и причалом купили мостовые краны, транспортер, тележки, построили рельсы на территории объекта и внутри здания-укрытия. Сооружают новую трансформаторную подстанцию.
Перед выгрузкой ОТВС из чехлов технологию проверили, отработали. Этому предшествовала большая работа предприятий «Росатома»: подготовка и согласование проектной документации, экспертизы, испытания технологии на имитаторах.

Как распределились роли Реабилитация губы Андреева — пример уникальной кооперации отраслевых и внеотраслевых компаний и организаций — таких как Курчатовский институт. Но проект не состоялся бы без международной поддержки.
Доноров можно разделить на две группы, объясняет Андрей Голиней. Первая — страны, напрямую заключившие соглашения с Россией об оказании помощи: Норвегия, Великобритания, Италия, Швеция. Они вносили преимущественно натурный вклад. Большинство стран-доноров работали непосредственно с «СевРАО» — филиалом «РосРАО», в основном по сооружению вспомогательной инфраструктуры.
Вторая группа представлена институциональным инвестором — Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который распоряжается средствами фонда экологического партнерства «Северное измерение». Банк выделял финансирование в виде грантов. С 2008 года держателем гранта на строительство основной инфраструктуры по обращению с ОЯТ и координатором работ выступает ФЦЯРБ.
Работы по обращению с ОЯТ Россия финансирует в рамках федеральной целевой программы. Ответственный за выгрузку топлива — «СевРАО». «Атомфлот» будет перевозить контейнеры по морю, а перерабатывать ОТВС будут на ПО «Маяк».
Всего страны-доноры и Россия вложили в решение проблем в губе Андреева свыше 8 млрд рублей, нужно еще не менее 4 млрд.

Среднесрочный план работ.
За один рейс можно вывезти 6–14 контейнеров. Один ТУК содержит семь чехлов, в каждом из которых семь сборок. Таким образом, для полной очистки губы только от ОЯТ предстоит совершить 32–64 рейса. Удастся ли сохранить ровный темп, покажет время. Состояние сборок разное. Сейчас извлекается отработанное топливо наиболее кондиционное, сухое, его будут грузить относительно быстро: примерно по семь сборок в смену. Если в чехле хранения будет вода или сборка окажется дефектной, работы пойдут медленнее, отмечают эксперты.

Кроме того, ФЦЯРБ подписал контракт со «Спецтехкомплектом» на изготовление оборудования для извлечения шести дефектных сборок из здания № 5, бывшего хранилища. «Дефектные ОТВС находятся в иле, нужен манипулятор, чтобы их достать, убрать в контейнер, после чего здание можно будет приводить в безопасное состояние», — говорит Андрей Голиней.
По оценке экспертов, на завершение работ в губе Андреева уйдет еще 10 лет. Задача номер один — вывезти ОТВС, номер два — вывезти РАО.

назад

Поделитесь новостью с друзьями



© 2008–2016 АО ФЦЯРБ