Александр Чичерин - Человек знаний Росатома/ФЦЯРБ

Александр Чичерин - Человек знаний Росатома/ФЦЯРБ

Александр Чичерин, начальник отдела стратегического планирования АО ФЦЯРБ. Александру – 28 лет. Закончил МГИМО, факультет международных экономических отношений, институт энергетической политики и дипломатии.

Несколько лет после института проработал менеджером в компании, связанной с инжинирингом в сфере тяжелого машиностроения. За два года смог с позиции специалиста дорасти до заместителя директора по экономике и финансам.

В ФЦЯРБ Александр пришел в начале 2014 года. Ему, молодому специалисту доверили разработку стратегии развития дивизиона ЗСЖЦ. Было сложно, но Александр с задачей справился. В апреле 2014 года стратегия была успешно защищена у С.В. Кириенко. И Александр остался ее реализовывать

- «Я все время чувствую огромную личную ответственность, делится Александр. На мне отраслевая стратегия, а также развитие новых бизнес - направлений.  И я могу влиять на их реализацию, помогая избежать ошибок и корректируя направления развития, помогая отраслевым предприятиям. На сегодняшний день, к примеру, общий портфель заказов по новым направлениям бизнеса дивизиона ЗСЖЦ составил более 70 млрд. рублей, что в разы превышает показатели предыдущих лет».

На вопрос о карьерных планах Александр делится, что он пять лет в ФЦЯРБ и не рассматривает для себя работу вне атомной отрасли:

- «Помимо амбициозных проектов, в ФЦЯРБ меня привлекает некоторая свобода от бюрократии. Здесь можно зайти в кабинет генерального директора (А. И. Голиней, прим. ред.) и обсудить с ним идеи, которые хотелось бы попробовать реализовать. Открытый диалог, дискуссия профессионалов, отсутствие жестких рамок и постоянная обратная связь руководства, все это огромные плюсы нашей компании. Атомная отрасль для меня- это возможность самореализации.  Это одна из немногих отраслей в России, где реально ценятся знания. Несмотря на то, что  Росатом - государственная структура с многолетней историей, она меняется в соответствии с вызовами времени,  поддерживает и способствует продвижению молодых профессионалов».

В 2017 году Александр Чичерин начал обучение по программе Госкорпорации «Росатом» - «Бизнес-мастерская» для развития своих бизнес-компетенций, а также новых продуктов. Это очень важное направление для Росатома — рост доли выручки Корпорации по новым продуктам для российского и международного рынков.

В ноябре 2017 лучшие ученики «Бизнес- мастерской», всего 14 руководителей профильных подразделений, и экспертов, курирующих собственные проекты по бизнесу, были командированы на стажировку в Германию. Им предстояло изучить опыт международных компаний в области разработки и продвижения на рынок новых продуктов, поиска идей для развития в и формирования предложений на основании лучших практик.

Об отличиях немецкого и русского маркетинга:

Напряженная, но интересная неделя обучения в Германии. От Гамбурга через Магдебург, Любек до Берлина проехал Александр вместе с коллегами из Росатома на комфортабельном автобусе, из окна которого удавалось посмотреть аккуратные маленькие немецкие города, деревушки с домами под красной черепицей и убранные поля, усеянные ветрогенераторами. 4 немецкие компании гостеприимно распахнули свои двери перед нашими ребятами, позволяя увидеть, как делается реальный продукт и реализовываются бизнес идеи.  Компания «Tutech Innovation GMbH» показала продвижение стартапов, «Enercon GMbH» познакомила с ветроэнергетикой, «Draeger» с производством оборудования для обеспечения безопасности и медицинской техники, «Wagner» с комплексными противопожарными решениями.

А в промежутках между поездками были насыщенные семинары и мастер-классы.

Вспоминает Александр:

- «Преподаватель делился с нами своим опытом работы в энергетической компании “E.ON” и предлагал решить кейсы из личной практики. Немецкий бизнес, к примеру, ориентирован в первую очередь на качество продукта. Качество для них в приоритете, даже, порой, в ущерб прибыли. Поясню, немецкие компании, несмотря на возможности и очевидные выгоды аутсорсинга ряда производственных переделов, например, в Китай и Индию, не готовы поступиться «немецким качеством» для снижения затрат.

На вопрос,  отличается ли немецкий маркетинг от нашего, Александр ответил:

- «Немецкий маркетинг отличается от нашего кардинально. У них конечный продукт создается по требованию рынка. Это значит, что рынок диктует запрос. А маркетологи, продуктовые менеджеры должны этот запрос «отследить» и сопроводить будущий товар от проектирования до создания, внедрения на рынок и услуг по сопровождению. У нас пока под маркетингом понимается лишь исследования рынка и продажа, а институт продуктового менеджмента, к сожалению, пока существует только на словах.

В кабинетах Госкорпорации постоянно звучит полный сомнений вопрос: «А есть ли у нас еще новые бизнесы, продукты?» - уверен, что да! У нас есть конкурентоспособные продукты, технологии и идеи, но нужен более последовательный подход к их развитию и реализации. Нужно проводить технологический аудит по всем предприятиям, выявлять и «вести» продукты, причем, уверен, что в ряде случаев этим должна заниматься отдельная организация с конкретным профилем деятельности, где продуктовый менеджер будет полностью отвечать за продукт. Ведь, сейчас у дивизионов, интеграторов и отраслевых предприятий не всегда есть достаточная мотивация и возможности по развитию новых продуктов. Инициативы ведут к новым КПЭ, которым не всегда будет радо руководство; при этом цели интеграторы и дивизионы определяют себе сами, и далеко не всегда из можно назвать амбициозными. 

Также хотелось бы вернуться к терминологии. Когда мы говорим о новых бизнесах, у всех в голове возникают ассоциации с 3д принтерами, биг-дата и прочими популярными высокотехнологичными направлениями. Но это лишь часть понятия. Новые продукты включают всю непрофильную деятельность, развивать которую  предприятиям зачастую не хватает времени, сил и средств. К примеру, в нашем дивизионе очистка нефтегазового оборудования от природных радионуклидов (РосРАО), радиологический мониторинг городов (Радон), разные технологии для обращения с бытовыми отходами могли бы приносить существенные доходы отрасли и государству, главное, правильно это поддержать и развить».

Новые эмоции и впечатления всегда рождают новые идеи. По мнению Александра, со сбором идей в Германии пока лучше, чем у нас.

- «Нам показали, как немцы в компании «Бош» реализовали нашу советскую модель сбора рационализаторских предложений- «Лаборатория идей». На централизованном портале компании есть открытый раздел, куда каждый, даже не работник, а внешний пользователь, может прислать свои креативные пожелания и предложения в любой степени проработки, вплоть до набросков карандашом на салфетке. Специальная комиссия рассматривает эти предложения и по факту предлагает «рационализаторам» денежное вознаграждение или возможность приступить к реализации проекта. 

А у нас пока сотрудники боятся внутреннего предпринимательства. Если появляется у работника идея, он не хочет показывать ее начальнику. Он же сразу станет ответственным, ничего не получив взамен. Также нет транспарентной процедуры.  Идею с общим порталом для новых идей пробуют реализовать в разных дивизионах, но если вы опросите тех же производственных работников на предприятиях, знают ли они сами об этом, вы вряд ли получите положительный ответ. Да и идеи у нас просто недостаточно, ее еще нужно красиво «упаковать» в презентацию, потом «защитить» и реализовать.  А если не получится? Отвечать придётся собственным КПЭ …  Люди боятся этого. Ведь по статистике максимум 10% от всех идей реализуются и приносят положительный эффект.

В чем преимущество российских атомщиков, спросили Александра.

- «Неожиданно, порядок на наших предприятиях жестче чем на немецких. Мы посетили одно предприятие, где работа была связана с опасными химическими процессами. И я был несколько удивлен, что рабочие находились в цеху без средств защиты. Ни халатов, ни «лепестков». Все это рано или поздно скажется на здоровье персонала. У нас же на каждом предприятии Госкорпорации «Росатом» безопасность сотрудников, соблюдение техники безопасности - на первом месте. Посочувствовал, конечно, немецким рабочим, и ощутил гордость за нашу отрасль», сказал Александр.

Учеба позади. Впереди у Александра трудовые победы и защита новых продуктовых стратегии дивизиона в Госкорпорации «Росатом».


Поделитесь новостью с друзьями

Александр Чичерин, начальник отдела стратегического планирования АО ФЦЯРБ. Александру – 28 лет. Закончил МГИМО, факультет международных экономических отношений, институт энергетической политики и дипломатии.

Несколько лет после института проработал менеджером в компании, связанной с инжинирингом в сфере тяжелого машиностроения. За два года смог с позиции специалиста дорасти до заместителя директора по экономике и финансам.

">


© 2008–2016 АО ФЦЯРБ