АПЛ "ПАПА"

Проект утилизации атомной подводной лодки класса «ПАПА»

АПЛ класса «Папа» 501 была выведена из состава российского флота в 1989 году.

Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, создание нештатного участка для размещения оборудования и оснастки, дооборудование ПТБ, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали больших ассигнований, которых в Российском бюджете не было.

Тем не менее, благодаря усилиям Федерального центра ядерной и радиационной безопасности (ранее ФГУП ФЦЯРБ), Государственной корпорации «Росатом», удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ класса «Папа» в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского Банка Реконструкции и Развития.

В мае 2012 года Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности (ФГУП «ФЦЯРБ») в рамках Рамочного Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и на средства Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, объявил двухэтапный конкурс на право заключения Контрактного соглашения на выполнение работ, обозначенных как «Выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов атомной подводной лодки класса «Папа» зав. №501».

АО ФЦЯРБ привлек научные и проектные организации, расположенные по всей стране предприятия:

  1. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт энерготехники им. Доллежаля» - технический проектант реакторов АПЛ класса «Папа»;
  2. Открытое акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», ведущая организация по проектированию, эксплуатации ядерных реакторов и имеющая лицензированный учебный центр по подготовке специалистов;
  3. АНО «Аспект-Конверсия» - организатор и координатор разработки комплектов проектно-организационной и технологической документации;
  4. Открытое акционерное общество "Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий" - разработчика технологической документации (транспортнотехнологические схемы, технологические регламенты, технические обоснования безопасности, сертификаты разрешения на перевозку ОЯТ, по обращению с ОЯТ утилизируемых АПЛ с использованием защитных контейнеров ТК-18, ТУК-108/1);
  5. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательское проектнотехнологическое бюро «Онега» - проектант технологической оснастки и разработчик технологического процесса выгрузки ОЯТ;
  6. Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» - проектант БКВ ОЯТ;
  7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр». Выдача заключения о готовности предприятия, трехотсечного блока с ЯЭУ, БКВ и персонала ОАО «ЦС «Звездочка» к выгрузке ОЯТ.

В рамках исполнительное соглашение о гранте №006 A от 26 октября 2011 г АО ФЦЯРБ было сделано:

  • Постановка блока РО в плавучий док. Впервые за все время существования Берегового комплекса выгрузки ОЯТ «ЦС «Звездочка» выгрузка топлива будет происходить из корабля находящегося на «твердом» основании (см. рисунок 6);
  • Доработка оборудования для выгрузки ОЯТ, включая межведомственные испытания;
  • Разработка документации на подготовку к выгрузке и выгрузку ОЯТ;
  • Подготовка инфраструктуры;
  • Выгрузка ОЯТ;
  • Обращение с РАО и подготовка ЗРБ к хранению на плаву;
  • Вывоз выгруженного ОЯТ на «ПО «Маяк»;
  • Доставка подготовленного к длительному хранению блока РО утилизированной АПЛ зав. №501 с выгруженными реакторами к месту своего последнего пристанища - пункту длительного хранения блоков РО в Сайде-Губе Мурманской области.

Весь объем работ был завершен 30 сентября 2015 года.


Вопрос директору
Внимание!
Не используйте в тексте вопроса персональные данные третьих лиц (фамилии, имена, телефоны и др), а также сведения о предприятии, которые могут носить секретный характер.
Отправляя данную форму, я соглашаюсь с тем, что передаваемые персональные данные будут храниться и обрабатываться в соответствии с законом ФЗ N 152 «О персональных данных»

© 2008–2016 АО ФЦЯРБ