Предприятие Госкорпорации "РОСАТОМ" АО ФЦЯРБ

Проекты АО ФЦЯРБ

  • Проекты
Утилизация ПТБ «Лепсе»

Утилизация ПТБ «Лепсе»

АПЛ

АПЛ "ПАПА"

Рекультивация урановых хвостохранилищ в Кыргызстане

Рекультивация урановых хвостохранилищ в Кыргызстане

Рекультивация урановых хвостохранилищ в  Таджикистане

Рекультивация урановых хвостохранилищ в Таджикистане

Вывоз ОЯТ исследовательских реакторов. Программа RRRFR

Вывоз ОЯТ исследовательских реакторов. Программа RRRFR

Румыния. Транспортировка ОЯТ по воздуху

Румыния. Транспортировка ОЯТ по воздуху

Вывоз ОЯТ из Ливии. Успеть до войны

Вывоз ОЯТ из Ливии. Успеть до войны

Венгрия.Вывоз поврежденного ОЯТ на переработку

Венгрия.Вывоз поврежденного ОЯТ на переработку

Вывоз ОЯТ из Узбекистана. Жидкое топливо

Вывоз ОЯТ из Узбекистана. Жидкое топливо

Плавучая техническая база «Лепсе» - утилизация

Утилизация ПТБ «Лепсе»

ПТБ «Лепсе» - плавучая техническая база атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот».

Сухогруз «Лепсе», построенный в 1934 году, был переоборудован в плавучую техническую базу (ПТБ) в 1961 году. До 1981 года плавтехбаза обеспечивала перезарядку ядерного топлива реакторов атомных ледоколов. С 1981 года «Лепсе» использовалась только для хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. В 1988 году базу вывели из эксплуатации. 

«Проектный срок эксплуатации плавучего судна истек 33 года назад, судно ржавело, а на его борту находилось более чем 600 облученных тепловыделяющих сборок. «Лепсе» представляло серьезную экологическую угрозу для жителей Мурманска и экологии региона. Из-за потенциальных рисков высокого радиационного загрязнения судно называли «Плавучий Чернобыль», «Склад ядерных отходов».  Утилизация базы «Лепсе» является важным проектом по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на северо-западе России», - отметил Андрей Голиней.

В 2007 году решение проблемы ПТБ «Лепсе» признано высокоприоритетной задачей в Стратегическом мастер-плане, разработанном в рамках «Ядерного окна» Фонда «Экологическое партнерство Северного измерения», предусматривающем полный вывоз отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из Северо-Западного региона Российской Федерации. 

Реализация данного проекта финансируется, как в рамках федерального бюджета, так и в рамках иностранной технической помощи. 

С 2008 года проект по утилизации «Лепсе» выполняется  АО «ФЦЯРБ»  в рамках грантового соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Целью Проекта является улучшение радиационной обстановки и снятие значительного экологического риска в регионе путем удаления ОЯТ с ПТБ «Лепсе» с последующим демонтажем судна.

 В специальных хранилищах, установленных на ПТБ «Лепсе», находятся облученные тепловыделяющие сборки (ОТВС), период охлаждения которых составляет около 40 лет. В пеналах хранилища ОЯТ, в специальных баках и контуре охлаждения содержатся жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) высокого и среднего уровня активности. В помещениях ПТБ размещены контейнеры с твердыми радиоактивными отходами (ТРО).

Значительная часть ОЯТ, которое хранится на ПТБ «Лепсе», классифицируется как дефектное топливо, и использование стандартных процедур и методов выгрузки топлива в его текущем состоянии невозможно.

Выгрузка ОТВС и РАО из хранилищ ОЯТ ПТБ «Лепсе» является сложной технологической задачей и может быть выполнена только по специально разработанной технологии с применением нестандартных механизмов и оборудования, которые разработаны в рамках Проекта.

В 2014 году судно было поставлено на стапельную плиту филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка». В результате работы  АО ФЦЯРБ по Проекту на сегодняшний день корпус судна полностью демонтирован. Сформирована и отправлена на долговременное хранение в ПДХ РО «Сайда» кормовая блок-упаковка с емкостями ЖРО, которые были предварительно осушены, а осадки зацементированы, носовая блок-упаковка с баками хранилища ОЯТ окончательно сформирована, окрашена и находится на СРЗ «Нерпа». В настоящий момент проводятся работы по возведению укрытия для выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Начало выгрузки ОЯТ из баков хранилища «Лепсе» запланировано на конец 2018 года. 

Выгрузку отработавшего ядерного топлива из ПТБ «Лепсе» планируется завершить  не позднее 2020 года.

Проект утилизации атомной подводной лодки класса «ПАПА»

АПЛ

АПЛ класса «Папа» 501 была выведена из состава российского флота в 1989 году.

Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, создание нештатного участка для размещения оборудования и оснастки, дооборудование ПТБ, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали больших ассигнований, которых в Российском бюджете не было.

Тем не менее, благодаря усилиям Федерального центра ядерной и радиационной безопасности (ранее ФГУП ФЦЯРБ), Государственной корпорации «Росатом», удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ класса «Папа» в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского Банка Реконструкции и Развития.

В мае 2012 года Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности (ФГУП «ФЦЯРБ») в рамках Рамочного Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и на средства Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, объявил двухэтапный конкурс на право заключения Контрактного соглашения на выполнение работ, обозначенных как «Выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов атомной подводной лодки класса «Папа» зав. №501».

АО ФЦЯРБ привлек научные и проектные организации, расположенные по всей стране предприятия:

  1. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт энерготехники им. Доллежаля» - технический проектант реакторов АПЛ класса «Папа»;
  2. Открытое акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», ведущая организация по проектированию, эксплуатации ядерных реакторов и имеющая лицензированный учебный центр по подготовке специалистов;
  3. АНО «Аспект-Конверсия» - организатор и координатор разработки комплектов проектно-организационной и технологической документации;
  4. Открытое акционерное общество "Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий" - разработчика технологической документации (транспортнотехнологические схемы, технологические регламенты, технические обоснования безопасности, сертификаты разрешения на перевозку ОЯТ, по обращению с ОЯТ утилизируемых АПЛ с использованием защитных контейнеров ТК-18, ТУК-108/1);
  5. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательское проектнотехнологическое бюро «Онега» - проектант технологической оснастки и разработчик технологического процесса выгрузки ОЯТ;
  6. Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» - проектант БКВ ОЯТ;
  7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр». Выдача заключения о готовности предприятия, трехотсечного блока с ЯЭУ, БКВ и персонала ОАО «ЦС «Звездочка» к выгрузке ОЯТ.

В рамках исполнительное соглашение о гранте №006 A от 26 октября 2011 г АО ФЦЯРБ было сделано:

  • Постановка блока РО в плавучий док. Впервые за все время существования Берегового комплекса выгрузки ОЯТ «ЦС «Звездочка» выгрузка топлива будет происходить из корабля находящегося на «твердом» основании (см. рисунок 6);
  • Доработка оборудования для выгрузки ОЯТ, включая межведомственные испытания;
  • Разработка документации на подготовку к выгрузке и выгрузку ОЯТ;
  • Подготовка инфраструктуры;
  • Выгрузка ОЯТ;
  • Обращение с РАО и подготовка ЗРБ к хранению на плаву;
  • Вывоз выгруженного ОЯТ на «ПО «Маяк»;
  • Доставка подготовленного к длительному хранению блока РО утилизированной АПЛ зав. №501 с выгруженными реакторами к месту своего последнего пристанища - пункту длительного хранения блоков РО в Сайде-Губе Мурманской области.

Весь объем работ был завершен 30 сентября 2015 года.

Рекультивация урановых хвостохранилищ в Кыргызстане

Рекультивация урановых хвостохранилищ в Кыргызстане

В рамках Межгосударственной целевой программы  «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (далее- МЦП) в качестве первоочередных объектов для рекультивационных работ в Кыргызстане были отобраны два наиболее радиационно опасных объекта: в поселках Мин-Куш и Каджи-Сай.

Реализация МЦП начата в 2013 году. Выполнение работ разделено на два этапа:

– научно-исследовательские, проектно-изыскательские работы и проведение Государственной экспертизы проектной документации;

– строительно-монтажные работы и передача рекультивированных объектов в хозяйственное ведение республик.

АО ФЦЯРБ-  головной исполнитель первого этапа работ. Специалистами АО ФЦЯРБ в течении 2013-2016 года разработана структура банка данных, систематизированы и занесены сведения необходимые для разработки инженерно-технических решений включающие информацию о месторождении, хвостохранилище и прилегающих территориях. Выработаны инженерно-технические решения для хвостовых отложений площадок Каджи-Сай, Мин-Куш. Проведены общественные слушания, разработана проектно-сметная документация, проведена госэкспертиза проектно-сметной документации по объектам рекультивации в уполномоченных государственных органах России и Кыргызстана. Узнать больше о том, что сделано и что предстоит еще сделать на опасных объектах в Киргизии из интервью генерального директора АО ФЦЯРБ А. Голинея

Для реализации второго этапа Госкорпорацией "Росатом" определен генподрядчик - Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО". 

 

 

Проект рекультиваций территорий на промышленной площадке «Табошар» в Таджикистане

Рекультивация урановых хвостохранилищ в  Таджикистане

Межгосударственная целевая программа «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (далее – Программа), была разработана для решения проблем, связанных с радиоэкологическими последствиями работы урановых хвостохранилищ на территориях государств: Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Ее реализация началась с 1 января 2013 года.

Заказчиком − координатором Программы определена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», национальными государственными заказчиками − Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Федеральное медико-биологическое агентство (Российская Федерация) и Министерство промышленности и новых технологий Республики Таджикистан.

Головным исполнителем 1 этапа Программы по результатам конкурсной процедуры признано АО «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» (далее – АО ФЦЯРБ), входящее в состав Госкорпорации «Росатом».

В рамках Программы осуществляется проект по рекультивации хвостохранилищ I-II, III, IV очереди и отвала фабрики бедных руд промышленной площадки «Табошар» в Таджикистане.

В соответствии с Программой на текущий момент АО ФЦЯРБ выполнены комплексные инженерные изыскания на промышленной площадке «Табошар», уточнены геологические и гидрологические условия площадки, выполнена топо- геодезическая съемка. В рамках экологических изысканий проведена эманационная и гамма съемка, отбор грунта и растительности. На этапе научно-исследовательских работ совместно со специалистами ФМБА и санэпиднадзором Республики Таджикистан, проведена оценка влияния объектов Программы на здоровье населения, разработана программа социально-гигиенического мониторинга.

В 2016 г. в Республике Таджикистан г. Истиклол, состоялись общественные слушания, по  результатам обсуждения получено одобрение общественности и подписан протокол.

В 2017 г. АО ФЦЯРБ получено Заключение управления государственной, вневедомственной экспертизы градостроительной проектной документации Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве Республики Таджикистан для проведения экспертизы и пройдена  Государственная экологическая экспертиза проектной документации и материалов ОВОС. Выполнение 1-го этапа Программы успешно завершено.

 

Вывоз ОЯТ исследовательских реакторов. Программа RRRFR

Вывоз ОЯТ исследовательских реакторов. Программа RRRFR

28 мая 2004 года в Москве США и Россия подписали Соглашение о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в СССР и РФ. Так начала действовать программа RRRFR (Russian Research Reactor Fuel Return). По условиям соглашения США финансировали эту программу в полном объеме. Средства Соединенных Штатов были направлены на обоснование ввоза ядерного топлива в Россию, транспортировку, временное технологическое хранение, переработку, обращение с продуктами переработки, изготовление специализированного оборудования, реализацию специальных экологических программ. Российская Федерация, в свою очередь, отвечала за техническую сторону.

Были заключены двусторонние межправительственные соглашения между Россией и государствами-участниками RRRFR, создана правовая основа ввоза ядерного топлива.

Постановлением правительства России от 23 августа 2007 года ведение технической части программы RRRFR было передано ФГУП «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» (сейчас — АО «ФЦЯРБ»).

С 2007 по 2017 г. под контролем специалистов АО ФЦЯРБ подготовлено 24 единых проекта, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, выполнено 36 безаварийных транспортировки из 13 стран: Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Казахстан, Латвия, Ливия, Польша, Румыния, Сербия, Узбекистан, Украина и Чехия.

Все ввезенное ОЯТ переработано на ФГУП «ПО «Маяк».

Особенности вывоза ОЯТ исследовательского реактора из Румынии

Румыния. Транспортировка ОЯТ по воздуху

 

Авиаперевозка

 В 2009 году ОЯТ исследовательского реактора ВВР-С Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии Horia Hulubei из Румынии решили вывозить самолетом.

В результате совместных усилий специалистов ФЦЯРБ, НПФ «Сосны», РФЯЦВНИИЭФ и «Маяка» были разработаны специальные транспортные упаковочные комплекты, была проделана колоссальная работа по обоснованию безопасности предстоящей авиаперевозки. 29 июня 2009 года контейнеры с ОЯТ были загружены в самый большой в мире серийный грузовой самолет АН-124-100, принадлежавший авиакомпании «Волга-Днепр».

Маршрут полета построили в обход крупных населенных пунктов и опасных производственных объектов, во избежание пересечения воздушного пространства третьих стран — над Черным морем. После промежуточной посадки в Ульяновске самолет приземлился в аэропорту «Кольцово», оттуда груз автомобильным транспортом был доставлен на «Маяк».

Проект вывоза ОЯТ реактора ВВР-С из Румынии показал, что перевозка ОЯТ воздушным транспортом безопасна. Этот опыт был использован и впоследствии.

 

Успеть до войны

Вывоз ОЯТ из Ливии. Успеть до войны

Ввоз в Россию высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора из Ливии, с целью дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область), осуществлен под контролем АО ФЦЯРБ на основании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора от 21.10.2009.

 

Над организацией вывоза ОЯТ из ливийского города Тажуры работали специалисты из Ливии, России и США. Приступив к выполнению поставленной задачи в 2008 году, они столкнулись с рядом проблем. На площадке реактора не было оборудования для подготовки к вывозу отработанных топливных сборок — оно просто не входило в проект строящегося объекта, как и на многих других исследовательских установках за рубежом. Возникли и другие сложности — нормативные, организационные и технические: отсутствие разрешительных документов на перевозку, дипломатических договоренностей, плотный график использования пригодных для перевозки контейнеров. Много времени ушло на оформление документов американской и ливийской сторонами, согласование ведомствами межправительственных соглашений (ливийско-российского и ливийско-американского).

К осени 2009 года технические проблемы удалось решить, разрешительные документы на ввоз ОТВС в Россию были получены. В середине ноября в Тажуру доставили контейнеры для ОТВС — ТУК-19. В течение одной рабочей недели все 26 предназначенных к перевозке ОТВС были загружены, контейнеры подготовлены к отправке. Самолет АН-124-100 компании «Волга-Днепр» прибыл за грузом, но правительство Ливии не дало разрешения на вывоз. Самолет вернулся порожним, а контейнеры, которые были необходимы для перевозок ОТВС по России, остались в Ливии.

Правительство Ливии дало разрешение на вывоз ОЯТ только в конце декабря 2009 года. Контейнеры с ОТВС были погружены в самолет и доставлены на «Маяк» для переработки.

В результате проделанной работы перевозка ОЯТ была благополучно выполнена в полном соответствии с российскими и международными правилами.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Ливии направлены на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

Вывоз поврежденного ОЯТ с АЭС «Пакш»

Венгрия.Вывоз поврежденного ОЯТ на переработку

АЭС «Пакш» - единственная атомная электростанция Венгрии, построена в 1982-1987 гг. при участии советских специалистов. Станция располагает четырьмя энергоблоками с реакторами ВВЭР-440 общей электрической мощностью 1860 МВт и  производит около 40% вырабатываемой в Венгрии электроэнергии. На протяжении всего срока эксплуатации АЭС «Пакш» работает на топливе российского производства.

В апреле 2003 года Российская Федерация оперативно откликнулась на просьбу руководства Венгрии оказать содействие в извлечении и последующей переработке облученных тепловыделяющих сборок на втором энергоблоке АЭС «Пакш», разрушившихся в результате работы с ними по технологии и на оборудовании компании Framatome ANP (Франция). Событию был присвоен третий уровень по международной шкале оценки ядерных событий INES («серьезный инцидент»). ОАО «ТВЭЛ» выиграло международный конкурс на восстановительные работы, которые были выполнены с использованием уникальных технологий и спецоборудования, разработанного при участии ОАО «НИИАР», Научно-производственной фирмы «Сосны» и других организаций атомной отрасли России. В январе 2007 года восстановительные работы на станции были успешно завершены.

Проект по возвращению в Российскую Федерацию поврежденного облученного топлива с АЭС «Пакш» реализовывался усилиями АО ФЦЯРБ с 2008 по август 2014 года. Всего было возвращено 30 поврежденных облученных тепловыделяющих сборок для реактора ВВЭР-440, помещенных в 68 пеналов, общим весом 3356,7 кг (по урану). Вывоз топлива осуществлялся железнодорожным транспортом в полном соответствии с международными и российскими требованиями по обеспечению физической защиты ядерных материалов при транспортировании.

Топливо доставлено на ФГУП «ПО «Маяк» для дальнейшей переработки. Часть денежных средств (около 2,2 млн. долл. США), полученных по внешнеторговой сделке, было направлена на финансирование мероприятий социального и экологического характера на территории Челябинской области.

Реализация этого проекта позволила венгерской стороне в кратчайшие сроки возобновить коммерческую эксплуатацию второго блока АЭС, а российской стороне - получить уникальные компетенции в сфере радиационной безопасности. Кроме того, совместная ликвидация последствий этого серьезного инцидента укрепила российско-венгерское сотрудничество в атомной сфере.

 

Когда топливо жидкое

Вывоз ОЯТ из Узбекистана. Жидкое топливо

 

Реактор ИИН-3М был пущен в Узбекской СССР в 1975 году. Он эксплуатировался в радиационно-технологическом комплексе в Ташкенте. Эта ядерная установка принадлежит к редкому типу реакторов, в котором топливо и замедлитель были смешаны в форме гомогенной жидкости. Для повышения ядерной и радиационной безопасности населения Ташкента и снижения угрозы распространения ядерных материалов правительство Узбекистана приняло решение о выводе объектов РТК из эксплуатации. 1 июня 2013 года реактор был остановлен.

Согласно рекомендациям МАГАТЭ, работы по выводу из эксплуатации ядерных объектов должны начинаться только после вывоза с площадки ядерного топлива и других источников излучения.

Перед ФЦЯРБ встала необычная задача: нужно было впервые организовать ввоз в Россию жидкого облученного ядерного топлива. Проект потребовал заключения нового межправительственного соглашения между Узбекистаном и Россией, в котором был определен нормативно-правовой порядок единовременного ввоза жидкого ОЯТ реактора ИИН-3М. Документ был подписан в Москве в апреле 2014 года.

Специалисты переосмыслили все известные подходы к подготовке топлива к транспортировке и его перевозке. В сентябре 2015 года на площадке реактора ИИН-3М пеналы с жидким ОЯТ были загружены в транспортный контейнер. Первую партию облученного жидкого топлива на самолете перевезли для переработки на радиохимическом заводе «Маяка».

Уникальные технологии, созданные при подготовке к вывозу и переработке жидкого ОЯТ из Узбекистана, могут быть использованы для обращения с ОЯТ российских растворных реакторов. Кроме того, разработанные технологии можно распространить и на перевозку для переработки на «Маяк» других высокоактивных ураносодержащих жидкостей.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ направлена на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

Вопрос директору
Внимание!
Не используйте в тексте вопроса персональные данные третьих лиц (фамилии, имена, телефоны и др), а также сведения о предприятии, которые могут носить секретный характер.
Отправляя данную форму, я соглашаюсь с тем, что передаваемые персональные данные будут храниться и обрабатываться в соответствии с законом ФЗ N 152 «О персональных данных»

© 2008–2016 АО ФЦЯРБ