Деятельность АО ФЦЯРБ

Губа Андреева

Губа Андреева

ПТБ

ПТБ "Лепсе"

АПЛ

АПЛ "ПАПА"

ТУК-141О

ТУК-141О

Транспортер ТКЕ-141

Транспортер ТКЕ-141

ТУК-140

ТУК-140

Табошар

Табошар

Мин-Куш

Мин-Куш

Программа RRRFR

Программа RRRFR

Румыния. RRRFR

Румыния. RRRFR

Польша. RRRFR

Польша. RRRFR

Венгрия.RRRFR

Венгрия.RRRFR

Вьетнам. RRRFR

Вьетнам. RRRFR

Казахстан. RRRFR

Казахстан. RRRFR

Чехия. RRRFR

Чехия. RRRFR

Латвия. RRRFR

Латвия. RRRFR

Болгария. RRRFR

Болгария. RRRFR

Ливия. RRRFR

Ливия. RRRFR

Губа Андреева

Губа Андреева

С 1961 года в губе Андреева, Мурманская область, размещалась береговая техническая база ВМФ - хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). В 1982 году на базе произошла радиационная авария. Позже, база была закрыта. На сегодняшний день там находится около 22 тысяч сборок отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), однако условия хранения не отвечают современным требованиям безопасности, представляют серьезную потенциальную угрозу для окружающей среды и могут нести в себе риски для персонала и населения.

По инициативе Фонда ЭПСИ и Госкорпорации «Росатом» в 2007 году был разработан Стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота в Северо-Западном регионе России. Финансирование осуществлялось за счет бюджета РФ по федеральной целевой программе утилизации АПЛ и  технической помощи, предоставленной Фондом поддержки Экологического партнерства «Северное измерение» (Фондом ЭПСИ). Фонд ЭПСИ управляется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и объединяет усилия стран доноров Норвегии, Швеции, Дании, Нидерландов и др. Проект консолидируется также с усилиями других доноров, финансирующих работы напрямую.

На сегодняшний день практически полностью создана и введена в эксплуатацию инфраструктура обращения с ОЯТ.

В июне текущего года начнется важнейший процесс по обеспечению ядерной и экологической безопасности Северного региона – вывоз эшелона с ОЯТ из хранилищ в Губе Андреева на переработку в ПО «Маяк». Всего к отправке из Губы Андреева планируется не менее 30 эшелонов в течении 10-15 лет.

Под контролем специалистов АО ФЦЯРБ в рамках данного проекта успешно завершены работы по:

Изготовлению, монтажу и вводу в эксплуатацию причального крана-перегружателя

Изготовлению, монтажу и вводу в эксплуатацию тележки для перемещения контейнеров с причала в здание накопительной площадки.

Строительству и вводу в эксплуатацию накопительной площадки ТУК.

Поставке и вводу в эксплуатацию транспортёра для перемещения контейнеров между накопительной площадкой и зданием-укрытием ёмкостей БСХ.

В настоящий момент в губе Андреева завершается строительство здания-укрытия ёмкостей БСХ. Это ключевой объект проекта «создание инфраструктуры для обращения с ОЯТ», реализуемого в рамках исполнительного соглашения . 

За большой вклад в разработку и реализацию проекта по реабилитации ядерно и радиационно опасных объектов губы Андреева АО ФЦЯРБ было вручено Благодарственное письмо Губернатора Мурманской области.

ПТБ "Лепсе"

ПТБ

В рамках программы "Экологическое партнерство "Северное измерение" (NDEP) "Ядерное окно" было заключено Исполнительное соглашение о Гранте между Европейским банком реконструкции и развития (распорядитель средств Фонда) и Федеральным центром ядерной и радиационной безопасности. Госкорпорация «Ростом» также выступила в качестве подписанта соглашения.

Целью Проекта является улучшение радиационной обстановки и устранение серьезной экологической опасности в регионе за счет удаления ОЯТ и РАО с ПТБ «Лепсе» и направления его на переработку или временное хранение.

Госкорпорация «Росатом» определила Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности в качестве получателя средств Гранта и поручила выступать в качестве Заказчика при проведении работ подрядными организациями, которые определяются по результатам проводимых конкурсных процедур.

Для этих целей в АО ФЦЯРБ создана Группа управления проектом утилизации ПТБ «Лепсе», которая обеспечивает контроль и координацию всех работ в рамках Проекта в соответствии с установленными правилами и процедурами ЕБРР, а также действующим российским законодательством.

В специальных хранилищах, установленных на ПТБ «Лепсе», находятся облученные тепловыделяющие сборки (ОТВС), период охлаждения которых составляет около 40 лет. В пеналах хранилища ОЯТ, в специальных баках и контуре охлаждения содержатся жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) высокого и среднего уровня активности. В помещениях ПТБ размещены контейнеры с твердыми радиоактивными отходами (ТРО).

Значительная часть ОЯТ, которое хранится на ПТБ «Лепсе», классифицируется как дефектное топливо, и использование стандартных процедур и методов выгрузки топлива в его текущем состоянии невозможно.

Выгрузка ОТВС и РАО из хранилищ ОЯТ ПТБ «Лепсе» является сложной технологической задачей и может быть выполнена только по специально разработанной технологии с применением нестандартных механизмов и оборудования, которые будут разработаны в рамках Проекта.

В результате работы  АО ФЦЯРБ по Проекту на сегодняшний день корпус судна полностью демонтирован. Сформирована и отправлена на долговременное хранение в ПДХ РО «Сайда» кормовая блок-упаковка с емкостями ЖРО, которые были предварительно осушены, а осадки зацементированы, носовая блок-упаковка с баками хранилища ОЯТ окончательно сформирована .

Защитное укрытие для выгрузки ОЯТ из баков хранилища носовой блок-упаковки ПТБ «Лепсе» будет завершено в четвертом квартале 2017 года, а оборудование для выгрузки и обращения с ОЯТ изготовлено и испытано к марту 2017 года.

Таким образом в 2017 году планируется завершить подготовительную стадию проекта, по результатам которой будут закончены работы по разделке корпуса судна, сформирована блок-упаковка с хранилищем ОЯТ, изготовлено и испытано оборудование для выгрузки ОЯТ, возведено защитное Укрытие. Это позволит приступить ко второму этапу – вырезке пеналов с ОТВС. Начало данных работ запланировано на второй квартал 2018 года.

АПЛ "ПАПА"

АПЛ

АПЛ класса «Папа» 501 была выведена из состава российского флота в 1989 году.

Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, создание нештатного участка для размещения оборудования и оснастки, дооборудование ПТБ, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали больших ассигнований, которых в Российском бюджете не было.

Тем не менее, благодаря усилиям Федерального центра ядерной и радиационной безопасности (ранее ФГУП ФЦЯРБ), Государственной корпорации «Росатом», удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ класса «Папа» в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского Банка Реконструкции и Развития.

В мае 2012 года Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности (ФГУП «ФЦЯРБ») в рамках Рамочного Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и на средства Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, объявил двухэтапный конкурс на право заключения Контрактного соглашения на выполнение работ, обозначенных как «Выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов атомной подводной лодки класса «Папа» зав. №501».

АО ФЦЯРБ привлек научные и проектные организации, расположенные по всей стране предприятия:

  1. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт энерготехники им. Доллежаля» - технический проектант реакторов АПЛ класса «Папа»;
  2. Открытое акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», ведущая организация по проектированию, эксплуатации ядерных реакторов и имеющая лицензированный учебный центр по подготовке специалистов;
  3. АНО «Аспект-Конверсия» - организатор и координатор разработки комплектов проектно-организационной и технологической документации;
  4. Открытое акционерное общество "Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий" - разработчика технологической документации (транспортнотехнологические схемы, технологические регламенты, технические обоснования безопасности, сертификаты разрешения на перевозку ОЯТ, по обращению с ОЯТ утилизируемых АПЛ с использованием защитных контейнеров ТК-18, ТУК-108/1);
  5. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательское проектнотехнологическое бюро «Онега» - проектант технологической оснастки и разработчик технологического процесса выгрузки ОЯТ;
  6. Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» - проектант БКВ ОЯТ;
  7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр». Выдача заключения о готовности предприятия, трехотсечного блока с ЯЭУ, БКВ и персонала ОАО «ЦС «Звездочка» к выгрузке ОЯТ.

В рамках исполнительное соглашение о гранте №006 A от 26 октября 2011 г АО ФЦЯРБ было сделано:

  • Постановка блока РО в плавучий док. Впервые за все время существования Берегового комплекса выгрузки ОЯТ «ЦС «Звездочка» выгрузка топлива будет происходить из корабля находящегося на «твердом» основании (см. рисунок 6);
  • Доработка оборудования для выгрузки ОЯТ, включая межведомственные испытания;
  • Разработка документации на подготовку к выгрузке и выгрузку ОЯТ;
  • Подготовка инфраструктуры;
  • Выгрузка ОЯТ;
  • Обращение с РАО и подготовка ЗРБ к хранению на плаву;
  • Вывоз выгруженного ОЯТ на «ПО «Маяк»;
  • Доставка подготовленного к длительному хранению блока РО утилизированной АПЛ зав. №501 с выгруженными реакторами к месту своего последнего пристанища - пункту длительного хранения блоков РО в Сайде-Губе Мурманской области.

Весь объем работ был завершен 30 сентября 2015 года.

ТУК-141О

ТУК-141О

ТУК 14 серии – это металлическая конструкция массой более 100 тонн.  Корпус- цельнолитой из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.

ТУК-141О обладает высокими ядерными и радиационными защитными характеристиками, большими термостойкостью и способностью противостоять серьёзным динамическим воздействиям, обеспечивающими безопасное состояние находящегося внутри ОЯТ.

Количество перевозимых в ТУК-141О ОТВС – 18 штук против 12-ти в ТУК-13. Кроме этого, по своим массогабаритным характеристикам и конструкции ТУК-141О полностью «вписывается» в транспортно-технологические схемы как действующих энергоблоков ВВЭР-1000, так и энергоблоков новых поколений –ВВЭР-1200/ТОИ, в том числе на зарубежных АЭС российского дизайна.

В настоящее время в отрасли выполняются мероприятия по внедрению ТУК-141О в транспортную инфраструктуру. Кроме уже проведенных технологических («холодных») испытаний на АЭС Концерна и ФГУП «ПО «Маяк» ожидается их проведение на ФГУП «ГХК».

Кроме этого, у модернизированного ТУК-141О вероятны перспективы использования в качестве двухцелевого ТУК, - для транспортирования и хранения ОЯТ.

 

 

Транспортер ТКЕ-141

Транспортер ТКЕ-141

Успешно завершены приемочные испытания транспортеров ТУК

 

Железнодорожные транспортеры ТК-Е-140 и ТК-У-141 предназначены для безопасной перевозки транспортно- упаковочных комплектов ТУК-140 и ТУК-141О с отработавшим ядерным топливом.

Они изготавливаются по заказу АО ФЦЯРБ  по договору с НПФ «Сосны» на заводе  АО «УК «БМЗ» г. Брянск по разработанной конструкторской документации АО «ЦК БТМ» г. Тверь.

Транспортеры сконструированы и произведены для замены используемых ранее моделей транспортеров, чей срок эксплуатации сегодня подходит к концу. Они соответствуют всем современным требованиям безопасности, необходимым для транспортировки отработавшего ядерного топлива.
В 2016 году транспортеры были успешно испытаны на территории АО «УК «БМЗ», аккредитованного испытательного центра АО «ВНИИЖТ», а также на путях и полигоне ОАО «РЖД» по утвержденным и согласованным «Программам и методикам приемочным испытаниям» ТК-Е-140 и ТК-У-141.Главной задачей в данных испытаниях было определить техническое соответствие транспортеров требованиям безопасности.

 Приемочная комиссия рассмотрела материалы испытаний головных образцов транспортеров и признала результаты проведенных испытаний транспортеров ТК-Е-140 и ТК-У-141 и рекомендовала к постановке на производство.

 

 

ТУК-140

ТУК-140

Задача по разработке нового ТУКа для ВВЭР-440 была поставлена перед Федеральным Центром Ядерной Безопасности (АО ФЦЯРБ) Госкорпорацией "Росатом".

В первую очередь необходимо было усовершенствовать защитные свойства, обеспечивающие безопасность при транспортировке ОЯТ и модифицировать контейнер. Также, в связи с тем, что в Восточной Европе существует спрос на транспортировку ОЯТ, необходимо было разработать новый ТУК с возможностью использования на железных дорогах зарубежом, имеющих меньшую колею и допустимые габариты вагонов.

Параллельно с разработкой корпуса ТУК, шло проектирование чехлов, способных вместить повышенное количество ОТВС. Это позволило бы снизить стоимость затрат по перевозке.

 В отличие от своего предшественника ТУК-6, предназначенного для перевозки ОТВС 1-го поколения, имеющего жидкую нейтронную защиту и вместимость не более 30 ОТВС, ТУК-140 может перевозить до 42 ОТВС 1,2,3-го поколений.

 Ниже приведено сравнение по основным характеристикам нашего ТУКа под 440 с действующим парком

 

Тип ТУКа под 440

ТУК-6

ТУК-140

Кол-во ОТВС

30

36

Суммарное тепловыделение

20кВТ

30кВТ

Начальное обогащение

3,6 +4,4 %

До 4,87%

Глубина выгорания

До 57 ГВт*сут/тU

До 67,9 ГВт*сут/тU

Нейтронная защита

Вода

Твердая

Упаковка типа

B(M)

B(U)

 

Помимо чехла и самого контейнера был также разработан и произведен по заказу АО ФЦЯРБ транспортер для перевозки контейнеров.

В конце 2016 года два ТУКа-140, укомплектованных новыми чехлами, успешно прошли заводские приемочные испытания, показавшие их эффективность и уникальность.

 На сегодняшний день перед специалистами АО ФЦЯРБ стоит задача обеспечить в 2017 году проведение «холодных» технологических испытаний на ФГУП ПО «Маяк» и на Кольской АЭС с целью его внедрения в транспортно-технологические схемы АЭС ВВЭР – 440 и  ФГУП «Маяк».

Табошар

Табошар

Межгосударственная целевая программа «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (далее – Программа), была разработана для решения проблем, связанных с радиоэкологическими последствиями работы урановых хвостохранилищ на территориях государств: Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Ее реализация началась с 1 января 2013 года.

Заказчиком − координатором Программы определена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», национальными государственными заказчиками − Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Федеральное медико-биологическое агентство (Российская Федерация) и Министерство промышленности и новых технологий Республики Таджикистан.

Головным исполнителем 1 этапа Программы по результатам конкурсной процедуры признано АО «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» (далее – АО ФЦЯРБ), входящее в состав Госкорпорации «Росатом».

В рамках Программы осуществляется проект по рекультивации хвостохранилищ I-II, III, IV очереди и отвала фабрики бедных руд промышленной площадки «Табошар» в Таджикистане.

В соответствии с Программой на текущий момент АО ФЦЯРБ выполнены комплексные инженерные изыскания на промышленной площадке «Табошар», уточнены геологические и гидрологические условия площадки, выполнена топо- геодезическая съемка. В рамках экологических изысканий проведена эманационная и гамма съемка, отбор грунта и растительности. На этапе научно-исследовательских работ совместно со специалистами ФМБА и санэпиднадзором Республики Таджикистан, проведена оценка влияния объектов Программы на здоровье населения, разработана программа социально-гигиенического мониторинга.

2 ноября 2016 г. в Республике Таджикистан г. Истиклол, состоялись общественные слушания, по  результатам обсуждения получено одобрение общественности и подписан протокол.

30 ноября 2016 г. АО ФЦЯРБ, управляющая компания Дивизиона ЗСЖЦ, передала проектно-сметную документацию по рекультивации объектов промышленной площадки «Табошар» на государственную экспертизу Правительству Республики Таджикистан.

В настоящий момент работы по проекту продолжаются.

Мин-Куш

Мин-Куш

По инициативе Госкорпорации «Росатом» ФГУП «ФЦЯРБ» совместно с ОАО «ВНИПИПпромтехнологии» разработали межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (МЦП ЕврАзЭС). В качестве первоочередных рекультивационных работ были отобраны три наиболее радиационно опасных объекта: два – в Кыргызстане (в поселках Мин-Куш и Каджи-Сай) и один Таджикистане (в городе Табошаре).

МЦП ЕврАзЭС одобрена правительствами государств-членов ЕврАзЭС (России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси) и утверждена на Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества 5 апреля 2012 года.

Реализация МЦП ЕврАзЭС начата в 2013 году. Выполнение работ разделено на два этапа:

– научно-исследовательские, проектно-изыскательские работы и проведение Государственной экспертизы проектной документации;

– строительно-монтажные работы и передача рекультивированных объектов в хозяйственное ведение республик.

Госкорпорация «Росатом» провела открытый конкурс на выполнение первого этапа, по результатам которого головным исполнителем работ определено ФГУП «ФЦЯРБ».

В настоящее время работы по первому этапу успешно завершены.

 

Программа RRRFR

Программа RRRFR

В целях нераспространения ядерного оружия и иных ядерных взрывных устройств:

  • 28 мая 2004 года США и Россия подписали Соглашение о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации, что дало старт программе RRRFR (Russian Research Reactor Fuel Return Programme). Срок действия Соглашения - до 28 мая 2024 г.
  • В рамках программы RRRFR в целях предотвращения распространения ядерного оружия и пресечения актов ядерного терроризма, Россия при поддержке МАГАТЭ осуществляет вывоз произведенного в СССР/РФ высокообогащенного ОЯТ исследовательских реакторов, построенных за рубежом по российским проектам.
  • В реализации Программы RRRFR участвуют 13 стран – Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Казахстан, Латвия, Ливия, Польша, Румыния, Сербия, Узбекистан, Украина и Чехия, с которыми подписаны межправительственные соглашения, предусматривающие ввоз ОЯТ на территорию Россию.
  • С 2006 г. по настоящее время в рамках реализации программы RRRFR подготовлено 24 единых проекта, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • С 2006 г. по настоящее время в рамках программы RRRFR выполнено 36 безаварийных транспортировок ОЯТ.

Румыния. RRRFR

Румыния. RRRFR

23 декабря 2012 г. успешно завершена воздушная перевозка третьей партии НОУ ОЯТ ИР из Румынии в Россию. ОТВС типа ЕК-10 российского происхождения были вывезены на переработку на ПО «Маяк» в контейнерах ТУК-19 с использованием технологии и оборудования, разработанных НПФ «Сосны» в рамках российско-американской Программы RRRFR.

Перевозка трех партий НОУ ОЯТ ИР из института IFIN-HH в 2012 году была оплачена румынской стороной в рамках выполнения обязательств российско-румынского межправсоглашения.

 

Загрузка НОУ ОЯТ в IFIN-HH

Это был первый коммерческий ввоз ОЯТ ИР в Россию за долгие годы. После распада Советского Союза ввоз ОЯТ ИР из-за рубежа практически прекратился в силу сложностей организации международных перевозок. Последние десять лет исследовательские реакторы имеют возможность отправить на переработку лишь ВОУ ОЯТ в рамках Программы RRRFR при поддержке американской стороны. При этом вывоз ОЯТ на переработку важен как для обеспечения безопасности эксплуатации исследовательских реакторов, так и для демонстрации ответственности российских предприятий за судьбу произведенных с их участием опасных материалов.

При организации вывоза ОЯТ ИР из Румынии был использован новый маршрут для перевозки опасных грузов класса 7 по Черному морю через порт Кавказ. Порожние контейнеры ТУК-19 доставлялись от ПО «Маяк» до порта Кавказ железнодорожным транспортом, затем паромом «Славянин», принадлежащим ООО «Аншип», по Черному морю до Варны, а затем автотранспортом – в IFIN-HH. В ходе работ была продемонстрирована высокая степень готовности портовых служб к работе с опасными грузами. Это позволило избежать проблем с организацией международного транзита опасных грузов при железнодорожной перевозке.

 Перегрузка в паромном терминале порта Варна (Болгария)

Перевозки загруженных ОЯТ контейнеров были осуществлены с использованием самолета Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр».

 Авиаперевозка

Все операции выполнялись под руководством и контролем Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности и Проектного офиса «Создание системы обращения с ОЯТ и ВЭ ЯРОО» Госкорпорации «Росатом».

Российское законодательство требует, чтобы после ввоза ОЯТ на территорию перерабатывающего предприятия экологическая обстановка в регионе не только не ухудшилась, но, за счет реализации специальных экологических программ, стала более безопасной. Доказательства общего снижения риска радиационного воздействия и повышения уровня экологической безопасности излагаются в материалах единого проекта, подготовленных уполномоченной организацией – ФГУП «ФЦЯРБ». В рамках разработки Единого проекта были проведены общественные слушания, после чего Единый проект прошел государственную экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и экологии и Росприроднадзоре

 

Польша. RRRFR

Польша. RRRFR

В рамках российско-американской программы RRRFR (Russian Research Reactor Fuel Return Program) для осуществления ввозов в Россию ОЯТ из  Республики Польша между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша было заключено соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии от 01.09.2009.

Вывоз ОЯТ в 2016 году являлся заключительным вывозом высокообогащенного исследовательского ОЯТ из Республики Польша в рамках Программы RRRFR. Особенностью транспортировки ОЯТ из Польши в 2016 году было то, что она осуществлялась с помощью крупнейшего в мире российского самолета АН-124 принадлежащего авиакомпании Волга-Днепр за один рейс. Такой способ является наиболее эффективным с точки зрения сроков и предотвращения террористической угрозы. Контролировал и координировал выполнение проекта АО ФЦЯРБ.

Благодаря оперативной, профессиональной и слаженной работе специалистов АО ФЦЯРБ, ФГУП «ПО «Маяк» и Госкорпорации «Росатом» в сентябре 2016 года проект был успешно завершен.

 

Венгрия.RRRFR

Венгрия.RRRFR

АЭС «Пакш» - единственная атомная электростанция Венгрии, построена в 1982-1987 гг. при участии советских специалистов. Станция располагает четырьмя энергоблоками с реакторами ВВЭР-440 общей электрической мощностью 1860 МВт и  производит около 40% вырабатываемой в Венгрии электроэнергии. На протяжении всего срока эксплуатации АЭС «Пакш» работает на топливе российского производства.

В апреле 2003 года Российская Федерация оперативно откликнулась на просьбу руководства Венгрии оказать содействие в извлечении и последующей переработке облученных тепловыделяющих сборок на втором энергоблоке АЭС «Пакш», разрушившихся в результате работы с ними по технологии и на оборудовании компании Framatome ANP (Франция). Событию был присвоен третий уровень по международной шкале оценки ядерных событий INES («серьезный инцидент»). ОАО «ТВЭЛ» выиграло международный конкурс на восстановительные работы, которые были выполнены с использованием уникальных технологий и спецоборудования, разработанного при участии ОАО «НИИАР», Научно-производственной фирмы «Сосны» и других организаций атомной отрасли России. В январе 2007 года восстановительные работы на станции были успешно завершены.

Проект по возвращению в Российскую Федерацию поврежденного облученного топлива с АЭС «Пакш» реализовывался усилиями АО ФЦЯРБ с 2008 по август 2014 года. Всего было возвращено 30 поврежденных облученных тепловыделяющих сборок для реактора ВВЭР-440, помещенных в 68 пеналов, общим весом 3356,7 кг (по урану). Вывоз топлива осуществлялся железнодорожным транспортом в полном соответствии с международными и российскими требованиями по обеспечению физической защиты ядерных материалов при транспортировании.

Топливо доставлено на ФГУП «ПО «Маяк» для дальнейшей переработки. Часть денежных средств (около 2,2 млн. долл. США), полученных по внешнеторговой сделке, будет направлена на финансирование мероприятий социального и экологического характера на территории Челябинской области.

Реализация этого проекта позволила венгерской стороне в кратчайшие сроки возобновить коммерческую эксплуатацию второго блока АЭС, а российской стороне - получить уникальные компетенции в сфере радиационной безопасности. Кроме того, совместная ликвидация последствий этого серьезного инцидента укрепила российско-венгерское сотрудничество в атомной сфере, ряд сотрудников атомной отрасли РФ были награждены государственными наградами Венгерской Республики.

 

Вьетнам. RRRFR

Вьетнам. RRRFR

В рамках российско-американской программы RRRFR для осуществления ввоза в Россию высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора из Вьетнама, с целью дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область), Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам заключено соглашение о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора от 12.03.2012.

Транспортировка высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора ВВР-М Института ядерных исследований Вьетнама была осуществлена в 2013 году с использованием крупнейшего в мире российского самолета АН-124 принадлежащего авиакомпании Волга-Днепр за один рейс.

Ввоз ОЯТ из Вьетнама – самая длительная по расстоянию транспортировка ОЯТ в рамках Программы RRRFR.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Вьетнама направлены на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

Казахстан. RRRFR

Казахстан. RRRFR

В рамках российско-американской программы RRRFR (Russian Research Reactor Fuel Return Program) планируется заключительная транспортировка ОЯТ исследовательского реактора ВВР-К из Республики Казахстан на основе межправительственного российско-американского Соглашения о сотрудничестве в отношении передачи ядерного топлива исследовательских реакторов российского происхождения в Российскую Федерацию, заключенного 27 мая 2004 года. 

Данный вывоз ОЯТ на переработку на ФГУП "Маяк"  будет финальным и завершит российско-американскую программу. Контролирует и координирует исполнение программы- АО ФЦЯРБ

 Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Республики Казахстан будут направлены  на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера в Челябинской области. 

Чехия. RRRFR

Чехия. RRRFR

В рамках российско-американской программы RRRFR для осуществления ввоза в Россию высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора из Чехии, с целью дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область), Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики заключено соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики от 04.12.1994.

В рамках Программы RRRFR осуществлено 2 транспортировки высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора LVR-15 Института ядерных исследований Ржеж Чешской Республики с использованием железнодорожного и морского транспорта. Первая транспортировка ОЯТ из Чехии была осуществлена в 2007 году. Главной особенностью реализации данного проекта является то, что в ввоз ОЯТ из Чехии – первая транзитная транспортировка ОЯТ за пределами ЕС.

В 2013 году была осуществлена еще одна транспортировка ОЯТ из Чехии с использованием специализированного морского транспорта.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Венгерской Республики направлены на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

Латвия. RRRFR

Латвия. RRRFR

Ввоз высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора из Латвии, с целью дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область), был осуществлен на основании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора от 03.12.2007.

Транспортировка ОЯТ из Латвии была осуществлена в 2008 году с использованием железнодорожного транспорта за один рейс.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Латвии направлены на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

Болгария. RRRFR

Болгария. RRRFR

В рамках российско-американской программы RRRFR для осуществления ввоза в Россию высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора из Болгарии, с целью дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область), Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии заключено соглашение о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора от 18.01.2008.

Транспортировка высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора Института ядерных исследований и ядерной энергетики Республики Болгарии была осуществлена в 2008 году с использованием железнодорожного транспорта за один рейс.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Болгарии направлены на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

Ливия. RRRFR

Ливия. RRRFR

Ввоз в Россию высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора из Ливии, с целью дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область), осуществлен на основании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора от 21.10.2009.

Транспортировка высокообогащенного ОЯТ исследовательского реактора ИРТ-10 Центра ядерных исследований «Тажура» Ливии была осуществлена в 2009 году с использованием крупнейшего в мире российского самолета АН-124 принадлежащего авиакомпании Волга-Днепр за один рейс.

Основной сложностью реализации данного проекта явились проблемы с дипломатическим соглашением между Ливией и США. При выполнении обязательств российской стороной в полном объеме, ливийская сторона не отказалась от реализации проекта только из-да давления государственного департамента США.

В результате проделанной работы перевозка ОЯТ была благополучно выполнена в полном соответствии с российскими и международными правилами.

Часть денежных средств, полученных от ввоза ОЯТ из Ливии направлены на реализацию мероприятий экологического и социально-экономического характера на территории Челябинской области.

© 2008–2016 АО ФЦЯРБ